Охота с гончей собакой

Охота с гончими, наверное, один из древнейших спосо­бов добычи дикого зверя. Изображения собак, похожих на совре­менных русских гончих, можно увидеть на старинных фресках. Исторические хроники донесли к нам довольно четкие представ­ления предков о цене хорошей гончей. Суздальские и чернигов­ские воеводы иногда откупались от монгольских ханов десятком-другим выученных соколов или собак.

Гончие собаки, с которыми человек охотится уже более тыся­чи лет, не привели к существенному оскудению запасов дикой фа­уны. Наоборот, там, где охотятся с гончими, зайцы, косули, ди­кие свиньи сильнее, крупнее, нежели те звери, которые обитают в угодьях, где не слышны голоса охотничьих собак. И, главное, на местах гона у фауны закрепляется инстинкт самосохранения.

Ведь гончая, в отличие от борзой, не может догнать зверя. Ско­рость гончей вдвое меньше, чем скорость косули или зайца. Преследуя добычу, гончая голосит, гонит голосом (охотники говорят — поет). Другими словами — идет по следу или запаху только что пробежавшего зверя.

А зверь, убегая, удаляется на километр и более от собаки, ходит иногда кругами, как бы запутывая следы, чтобы обмануть пса. Поднятый (разбуженный) собакой лис ходит низом и зарос­лями, а заяц-русак — дорогами, тропами по буграм и редко­лесью.

Задача охотника — безошибочно определить по голосу соба­ки, какого зверя, куда, на каком расстоянии гонит гончая, и, наконец, встретиться со зверем.

На Украине члены общества охотников и рыболовов содержат более 2,5 тыс. русских гончих (рыжие с черной или серой спиной) и русских пестрых (белые, с рыжей головой и пятнами на кор­пусе). Есть еще несколько пород: эстонские, карпатские и латвий­ские гончие.

Русская гончая

Русская и пестрая гончая распространены во всех регионах нашей республики. Это крепкие, атлетического строения, средне­го роста (55—68 см в холке), неприхотливые к содержанию собаки. Они легко переносят зиму в обыкновенной деревянной будке. Для нормального кормления одной гончей довольно пище­вых отходов от семейного стола.

Русская пегая гончая

Гончая — собака, которая работает на коллектив охотников, а не только на своего хозяина. Наверное, в этом причина (и перспектива) ее популярности среди коллективов УООР. Собаки этой породы не требуют больших усилий в натаске (обучении). Необходимые охотничьи качества генетически заложены в соба­ке, нам остается только регулярно тренировать их в отведенном для этого месте.

Через 6—10 выходов, т. е. спустя 2—3 месяца после таких прогулок, молодая гончая начнет самостоятельно работать, гнать зверя.

Голос гончей — ее первый природный признак. Особенно це­нятся гончие со звонким, сильным певучим (2—3 тембра) голо­сом. Красота голоса, как и другие охотничьи качества, пере­дается наследственно.

Охота с гончей очень интересна. Она дарит настоящим охот­никам физическую закалку, моральное наслаждение, интерес­ный отдых, а зверям — необходимый тренинг.

Об эстетическом наслаждении от такой охоты уже написано много. Меньше — о ее хозяйственном значении. Ведь охота с гончими не просто игра.

Начнем с того, что современное охотничье хозяйство не то­лько эксплуатирует природные ресурсы, но и воспроизводит их. Член общества охотников — не потребитель даров природы, а хо­зяин. Охотничье хозяйство везде связано с собаководством, уро­вень которого зависит от природных, социальных и общехо­зяйственных условий.

Для охоты с гончими на Украине подходит и живописное северное Полесье, и ландшафты Лесостепи, и горы, и заросли ка­мыша в плавнях юга республики. Кроме охоты на зайца и лису, с гончими добывают копытных (олень, косуля, кабан) и много других зверей (енотовидная собака, шакал, волк). Охота с гон­чими дает нам мясо, пушнину, кожу, пух, секрет мускусной железы, панты и др.

На Украине каждый год добывается с помощью охотничьих собак 120 т мяса диких животных, часть которого идет на экспорт.

Известно, что для нормального существования волк должен употреблять хотя бы 1 кг мяса в сутки или 0,5. т за год. На Украине каждый год охотники отстреливают более тысячи волков. Даже если половина зверей взята с помощью собаки, то «чистая» экономия для народного хозяйства составляет 500 т мяса домашних и диких животных.

Не все гончие гонят волка, но в моей охотничьей практике было и такое: в январе 1983 г., охотясь с четырьмя пестрыми гончими, которые никогда не слышали и не видели волка, мне и моим товарищам удалось убить трех серых разбойников, убе­гавших от дружной яростной песни гончих.

Можно не найти волка, не убить его. Зато можно его из­жить из леса. Надоест ему беспокойство от гончих и он уйдет. Есть пословица: «Не боится волк собаки, а боится он брюзги».

Где водятся волки на Хмельниччине? В тех лесах, где не охотятся с гончими. Уверен, если бы мы охотились с гончими везде — волков было бы значительно меньше.

Есть еще одно достоинство у гончей. Известно, что брако­ньеры ловят зверей петлями, которые они выставляют зимой на звериных тропах — лазах. Эти устройства остаются до лета, мас­кируются подрастающей травой и ветками, в них гибнет много диких животных.

Только гончая может помочь обезвредить это устройство. Ей свойственно искать по звериным лазам. Если собака и не со­рвет петлю, то, попав в нее, подаст голос хозяину, а тот, осво­бодив собаку, уничтожит всю систему петель вокруг. Вот почему гончатник — опора лесной охраны и егерской службы.

В наших лесах появился новый вид хищника — дикая со­бака. Такие собаки живут стаями в глухих местах, в лесных чащобах, плодятся в норах или в старых стогах, охотятся на дикую фауну, крадут в селах гусей, уток, ягнят и даже телят.

Дикие собаки хитрые, сильные, смелые. Однако гончая может их обнаружить и выгнать под огонь стрелков.

Известны случаи, когда даже смертельно раненое животное бежит не одну сотню метров и падает где-нибудь в непроходимой чаще. Охотник без собаки найти свой трофей не сможет. А если бы по следу этого животного пошла гончая — успех охоты был бы обеспечен.

Из практики сорокалетней охоты с гончими я могу заклю­чить, что 1 /з подранков на охотах без собак бесполезно гибнет.

Гончая — самоотверженный друг охотника, бесстрашный истребитель хищников, работяга, санитар и «физвоспитатель» дикой фауны.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *