Охотничьи сигналы

При проведении охот и некоторых лесохозяйственных мероприятий по установившейся традиции применяют различ­ные музыкальные сигналы с целью поддержания порядка, предотвращения несчастных случаев, обнаружения лесных пожаров и т. п. Сигналы усиливают охотничьи эмоции и оказы­вают необходимую помощь при установлении связи между работниками леса.

Перед началом охоты подают приветственные сигналы, приглашающие на охоту, а также извещающие о начале и конце загона, о запрещении стрелять в загон и необходимости разря­дить оружие. Охотничьи сигналы извещают о происходящих из­менениях в угодьях (для «прощания убитых зверей с угодьями» и по поводу окончания охоты). Со временем многие из них стали условными знаками при объяснении на расстоянии работников леса, когда в этом возникает необходимость, для связи при обнаружении лесного пожара, несчастном случае на охоте, поимке браконьеров.

Первые охотничьи трубы были изготовлены из твердых по­род дерева, потом из рогов буйволов, а в последнее время их делают металлическими разных типов, но в основном с тремя изгибами. Последние получили название охотничьего рога или рожка, который признан наилучшим.

Принятые для согласования и связи сигналы имеют диапазон до четырех тонов музыкального алфавита, которые легко можно проигрывать на охотничьем рожке. Каждый охотник и работник государственной лесной охраны должен уметь распозна­вать их.

Охотничий рожок, как и любой другой музыкальный инстру­мент, следует содержать в надлежащем порядке, после оконча­ния охоты его нужно продуть для устранения влаги. При силь­ных морозах рекомендуется пользоваться роговым мундштуком.

Обычно за организацию охоты отвечают ее руководитель или «главный распорядитель охоты», который в местах коллек­тивного ночлега охотников за час до начала охоты играет сигнал «подъем». Перед выходом на охоту подается сигнал «сбор загонщиков».

В начале охоты после сбора охотников и загонщиков играют сигнал «вызов на охоту». Для улучшения проведения коллектив­ных охот, а также безопасности все их участники должны строго соблюдать три главных сигнала, которые проигрываются в такой очередности: первый — «загонщики вперед» — подает руково­дитель охоты после расстановки стрелков по местам. Затем его повторяют руководитель загонщиков и крайний загонщик; второй — «выстрел в тыл за себя» также выполняет руководи­тель охоты, когда загонщики доходят до линии охотников на расстояние примерно 150 м. Этот сигнал повторяется, как и в первом случае; третий сигнал — «загон окончен — разрядить ружья» — подается, когда загонщики дошли до линии охот­ников.

Если охотники разошлись на большое расстояние, то после окончания гона подается сигнал «сбор охотников». Аналогичный сигнал проигрывается и для загонщиков.

Во время каждой коллективной охоты устраивается перерыв для принятия пищи, он извещается сигналом «завтрак». После завтрака охотников приглашают для продолжения охоты сигна­лом «вызов на охоту». Окончание последнего загона оповеща­ется сигналом «конец охоты».

После выкладки отстрелянной дичи (в очередности по ее охот­ничьей ценности) на трофейной линии и оповещении о резуль­татах охоты играют сигналы «прощания зверей с угодьями» — для каждого их вида в следующей последовательности: лось, волк, рысь, олень, дикий кабан, косуля, лисица, заяц, птица.

Если во время охоты кто-нибудь из ее участников впервые отстрелял крупного зверя или начинающий охотник первый раз был на охоте, этому событию после исполнения вышеназванных сигналов посвящается несколько слов. Церемония почета про­ходит, как ритуал «посвящение в охотники».

По окончании охоты играют мелодию «дань лесу». При исполнении сигналов «прощания зверей с угодьями» и «дань лесу» все охотники и загонщики принимают положение по стойке «смирно».

Кроме вышеупомянутых сигналов, по мере необходимости применяются? и другие, а именно: «все загонщики быстрей», «загонщикам остановиться и выровняться» или «зверь убит». Последний подается стрелком на номере в том случае, если имеется лицензия на отстрел всего лишь одного зверя, что предотвратит случайный отстрел других животных, опасность для выходящих на линию стрелков.

Как уже отмечалось, кроме охотничьих сигналов, исполняе­мых на охотах, применяются сигналы для согласованных действий работников леса и охотничьей службы. Если нужно узнать, где находится персонал, тогда подают сигнал «вызов», а вызываемый играет «ответ». Для вызова транспорта, работника или товарища исполняется сигнал «иди ко мне».

В случае необходимости оказания помощи при лесном пожаре, несчастном случае на охоте, поимке браконьера и т. п. играют сигнал «вызов помощи». Выстрел по хищнику в угодьях должен быть оповещен аналогичным сигналом, который подает­ся с целью продолжения охоты в данном загоне.

Все сигналы должны твердо знать не только участники коллективных охот, но и работники государственной лесной охраны, чтобы лучше ориентироваться на местности, и более организованно проводить охоту. «Роговая музыка» широко рас­пространена в странах народной демократии. Там, правда, применяется охотничий рог типа валторны с бархатистым тембром и широкой тональностью.

Для более точного исполнения охотничьих сигналов, избежа­ния путаницы заучивание их охотниками и работниками госу­дарственной лесной охраны целесообразно организовать не в индивидуальном порядке, а в лесничествах и кружках местных (районных, низовых коллективов) охотобществ и, конечно, в коллективах, члены которых предполагают совместно охо­титься.

По моему мнению, необходимо организовать по заказу УООР выпуск аудиодска с записью охотничьих сигналов по аналогии с пластинками «Голоса птиц в природе». В продаже должны быть в достаточном коли­честве и охотничьи рожки высокого качества.

Под впечатлением аксаковских «Записок ружейного охотни­ка» И. С. Тургенев писал некогда своему великому современнику Н. А. Некрасову: «Ограничусь теперь желанием, чтобы охота…, которой тешились и наши прадеды на берегах широких русских рек, и герой народных баллад стрелок Робин Гуд в веселых, зеле­ных дубовых рощах старой Англии, и много добрых людей на всем земном шаре… долго бы еще процветала в нашей Родине! Волшебный рог Оберона не перестанет звучать для «имеющих ухо», и Вебер не последний музыкант, которого вдохновит поэзия охоты!» Этими словами И. С. Тургенева и хочется закончить рассказ об охотничьих сигналах, которые широко при­меняются в охотничьей практике многих стран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Enter the text from the image below
 

wp-puzzle.com logo